Обзор различных видов облицовки в системах навесных вентилируемых фасадов
По мере того, как в России растет число отечественных производителей и дилеров зарубежных производителей материалов для современных фасадных систем, вентилируемые фасады приобретают все большую популярность в интенсивно развивающихся регионах. Все большее число людей привлекают достоинства навесных фасадов: тепло- и звукоизоляция, защита стены и теплоизоляции от атмосферных воздействий и др. (по материалам статьи <Навесные вентилируемые фасады. Обзор технологии> - оригинал статьи)
Существенно расширился фасадный сегмент рынка. С развитием рынка в Рф возникли десятки компаний, занимающихся поставками систем защитно-декоративной отделки зданий, и тысячи подрядных организаций, предоставляющих услуги по их монтажу. К сожалению, среди них немало компаний-однодневок, которые в своей производственно-коммерческой деятельности руководствуются позицией "продал и забыл".
Реальными участниками рынка являются компании, которые разрабатывают регламенты по навесным вентилируемым фасадам согласно требованиям "Закона о Техническом регулировании" и "Градостроительного кодекса", в которых определены требования по безопасному применению различных конструкций при выполнении строительных работ. Вот эти требования для компаний являются базовыми, и от них отталкиваются в работе все фирмы. Такие фирмы должны иметь в распоряжение "Техническое свидетельство" на свою фасадную систему. Устойчивыми участниками рынка считаются те организации, которые имеют в распоряжении 2-3 объекта, находящихся в эксплуатации не менее 3 лет. При этом общая площадь смонтированных фасадов составляет порядка 5 тыс. м кв.
В 2006 году в Рф были представлены системы навесных фасадов с воздушным зазором не менее, чем 70 компаний. Подавляющее большинство систем имеют в распоряжение технические свидетельства Росстроя на систему в целом, элементы подконструкции или облицовочные плиты.
Почти все разработчики предлагают несколько версий системы, которые различаются друг от друга видом облицовки (керамогранит, композитные панели, металлокассеты и др.) и, соответственно, видом крепления (по материалам статьи <Обзор различных видов облицовки в системах навесных вентилируемых фасадов> - читать. Помимо классической комплектации навесной системы представлены и не совсем обычные варианты.
Разработчик системы навесного фасада с воздушным зазором, как правило, изготовляет отдельные компоненты системы. В большинстве случаев это элементы подконструкции, реже - облицовка. Подоблицовочную конструкцию предлагают более 60 фирм. Из тех организаций, кто предлагает личную разработку навесной системы утепления, металлокассеты выпускают не менее 15 производителей, панели на основе волокнисто-цементных листов предлагают более 15 компаний. Из разработчиков системы утепления только три фирмы занимаются выпуском композитных панелей - <Краспан>, <СИАЛ, <Алюком>. Несколько компаний в Рф занимаются только поставкой подконструкции, не комплектуя другие элементы системы и не выполняя монтаж системы на объектах. Среди таких организаций нужно упомянуть <Юкон Инжиниринг>, <Диат>, <Фестальпине Аркада Профиль>, <Кемопласт> (поставляет австрийскую систему SPIDI MAX). Стоит отдельно отметить компанию <Краспан>, под маркой которой выбрасывает наиболее широкий перечень компонентов системы: композитные панели и металлокассеты, волокнисто-цементные плиты, керамогранит, крепежные элементы.
Емкость рынка навесных вентилируемых фасадов в Рф за последний год вырос примерно на 40% в натуральном выражении. В данном случае оценка дается только по рынку сертифицированных систем утепления фасадов без учета <самодельных> систем, скомпонованных из материалов различных производителей.
Емкость самого крупного рынка НВФ в Рф - Московского рынка навесных фасадных систем с воздушным зазором, по оценкам различных экспертов, составила в 2004 г. 2066 - 2525 тыс квадратных метров, в 2005 году более - 2 285 - 2 688 тысяч квадратных метров.
Определенные трудности оценки емкости рынка систем навесных фасадов связаны со следующей ситуацией: часть организаций-разработчиков системы выпускают только крепежные элементы для установки облицовки фасада (подконструкцию). Эти материалы могут закупаться другой компанией, которая выпускает облицовочные панели и получила сертификат на систему с использованием своих панелей и подконструкции других производителей. В этом случае, как правило, установка системы идет под торговой маркой последней.
Во избежание двойного счета, площади установленного утепления с использованием навесных систем с воздушным зазором рассчитывают на основании данных об объемах использования сертифицированных подконструкций.
Придерживаясь общепринятого принципа, можно утверждать, что в 2006 году в Рф было установлено не менее 6,8 млн. квадратных метров навесных систем теплоизоляции на подконструкциях, получивших свидетельства Росстроя. Прирост к прошлому году составил 40%. С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшие годы рынок будет расти на 35-40% в год.
С учетом некоторого замедления темпов прироста рынка и постепенного уменьшения доли Москвы и С-петербурга в общей емкости, объем монтажа навесных систем в 2010 году может составить около 20 млн.кв.метров.
Как уже было отмечено, наиболее емкий рынок сегодня - московский. В Москве и области в 2006 году было установлено приблизительно 42% всех навесных фасадов. Популярны навесные системы и в Сибири. Этот регион (включая Тюменскую обл.) занимает 23% в общей структуре поставок подсистем навесных фасадов. Характерно, что в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге и Челябинске размещены несколько больших разработчиков систем. Обстановка на рынке штукатурных систем совсем иная. Большинство компаний поставщиков, в т.ч. производителей компонентов систем находятся в Московском регионе.
Из объема систем, укомплектованных российскими фирмами (около 7 млн.кв.м.), примерно 150-200 тыс.кв.м. было смонтировано в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии.
Большинство поставщиков, не занимающихся монтажными работами, не комплектуют систему утеплителем. Утеплитель приобретается на месте клиентом или монтажной организацией. По всей видимости, без утеплителя устанавливается все-таки небольшая часть комплектов, поскольку экономически невыгодно применять дорогую систему подконструкции, рассчитанную на крепление минераловатных плит, только для крепежа декоративного экрана фасада. По приблизительным подсчетам, более 95% навесных фасадов в 2006 году было установлено с утеплителем.
Исходя из проведенных расчетов, в Москве и области в 2006 году было установлено почти 2,85 млн.кв.метров навесных систем с воздушным зазором. Темп прироста составил приблизительно 32%. В 2007 году, скорее всего, вряд ли стоит ожидать роста рынка навесных фасадов столицы более чем на 25-30%. При строе прогноза на дальнейшую перспективу применялась гипотеза постепенного замедления темпа прироста в регионе. Снижение темпа роста московского рынка кажется вполне правдоподобным в связи с высокой концентрацией и насыщенностью.
В то же время, необходимо отметить, что в 2006 году в Москве были разработаны и запущены в производство три новые подконструкции навесных систем (Олма, Base-01 и ФС-Конструкция). Удачная реализация планов компаний может внести заметный вклад в увеличение объемов монтажа навесных фасадов.
В 2006 году В С-петербурге было смонтировано примерно 490 тыс.кв метров навесных систем. Темп роста составил более 50%. Пока увеличение объемов монтажа навесных фасадов в северной столице идет заметно живее, чем в Москве, хотя некоторые производители отмечали трудности работы (или объясняли нежелание продвигать свою систему в С-Петербурге) некоторыми особенностями архитектуры города и климатических условий региона.
Самые большие объемы навесных фасадов были смонтированы на системах Краспан и U-Kon. Немного меньшие доли рынка занимают системы Диат, Волна, A-System, Интерал, Олис (Первоуральск) и EuroFox.
В Москве значительные объемы монтажа приходятся на системы уже перечисленных общероссийских лидеров. Также заметные доли занимают представленные, в основном, в Москве системы КТС-ВФ (Каптехнострой), Alucom, Фасад-мастер, Гранитогрес, Марморок, EuroFox.
Подоблицовочные конструкции таких марок, как Краспан и Ю-Кон используются в большинстве регионов и занимают внушительные доли рынка. На представленных ниже диаграммах приведены оценки долей рынка по укрупненным регионам. Оценки содержат определенную погрешность. В отдельных городах доли, занимаемые отдельными товарными знаками, могут существенно розниться от таковых по региону в целом.
В Казани в 2006 году в заметных объемах монтировались системы из Челябинска (системы ИС-1 и ИС-2 компании <Альтернатива>) и Новосибирска (система Декот). Также в Казани широко используется продукция завода <Татпроф> из Набережных Челнов.
В Нижнем Новгороде широко используются системы лидирующих марок U-Kon, Краспан, ДИАТ. Помимо этого, город популярен у московских организаций с объемами продаж до 150 тысяч кв.м. в год. В 2006 году в городе использовались системы московских фирм <Генпромтехмонтаж>, <Мосметаллоконструкция>, <Стоун-Строй>, <Бард>, <Олма>.
В городах Урала - Екатеринбурге, Челябинске и Уфе картина схожая и не сильно отличается от таковой по региону в целом. Значительные объемы монтажа приходятся на системы U-Kon, Диат и A-System. Стоит отметить заметные доли рынка, приходящиеся на системы местной разработки - Инси (Челябинск) и ФАССТ (Екатеринбург), широко используемые в городах региона. В Екатеринбурге в заметном объеме также устанавливаются системы Олис и Профист. С конца 2005 года свою систему предлагает одна из довольно сильных в регионе металлообрабатывающих компаний - <Группа О.С.Т.> (Челябинск).
В Сибири наиболее сильны позиции организации <Краспан>. По словам сотрудников красноярского комбината <Волна>, значительная часть продукции поставляется в другие регионы (в основном в Москву) и в Сибири на систему <Волна> приходятся не сильно большие объемы утепления. Регион изучен московскими компаниями <Гранитогрес> и <Техноком> и питерской <ИСМ-фасад>.
Из региональных производителей целесообразно упомянуть конструкции <Сибирского металлообрабатывающего завода> (Новосибирск), компании <Аврора ДСК> (Томск). Отметим, что в регионе, помимо <Краспана> и комбината <Волна>, располагаются еще два менее больших предприятия-производителя: <Камилан> (Новосибирск) и <Техно-Гарант-Новосибирск>.
Проводя анализ темпов роста региональных рынков, представляется возможным отметить более медлительный рост в Москве. Рынок Санкт-Петербурга рос быстрее (52% в 2006 году). Темп прироста региональных рынков составил 47%. Прогноз роста региональных рынков (без учета столичных регионов) может составлять 40-45% к концу 2007 года и не менее 35% в 2008 году.
Характеризуя общую ситуацию в регионах, можно заметить значительную разницу в насыщенности рынка тех или иных областей. На Урале и в Сибири системы навесных фасадов продвигаются очень активно. На рынке изображена продукция мощных местных производителей. В то же время, это пока не мешает столичным компаниям успешно продвигать свои системы.
Структура использования навесных систем с воздушным зазором на разнообразных типах зданий по России в целом выглядит примерно следующим образом.
Приблизительно 40% площади утепленных фасадов относились к зданиям коммерческой направленности (бизнес-центры, торговые и развлекательные центры, магазины, спортивные комплексы, гостиницы и др.). Чуть меньший объем навесных фасадов был установлен при строительстве многоэтажных жилых домов (30%). Немалый объем был установлен на индустриальных зданиях и объектах социального значения (учреждения здравоохранения и образования). При реконструкции жилого фонда системы навесных фасадов устанавливают довольно редко. Также не очень известны навесные системы у частных клиентов при строительстве загородных домов и коттеджей .
В Москве немного выше доля утепления жилых домов и коммерческих объектов. Доля утепления промышленных зданий и госучреждений ниже, чем в целом по стране.
В С-петербурге, наоборот, доля новостроек с установленной навесной системой теплоизоляции заметно ниже (на таких объектах больше популярны штукатурные системы). И большие объемы утепления пришлись на коммерческие и промышленные объекты.
Исходя из данных об объемах выпуска и использования облицовочных материалов в системах навесных фасадов, возможно сделать исключение, что 31% площади установленных навесных систем были облицованы волокнисто-цементными и фиброцементными плитами.
Примерно такой же объем облицовки пришелся на керамогранит (32%). На композитные панели и металлокассеты приходятся несколько меньшие площади утепленных фасадов (соответственно 20% и 13%).