Обзор и перспективы овощного и фруктового бизнеса в России по состоянию на 2007 год.
В настоящее время сохраняются положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса Страны. По данным Федеральной таможенной службы, с начала года ввезено сельхоз сырья на 38 % больше, чем в соответствующем периоде 2006 г. Чуть более половины фруктов ввозят в Рф, прочие выращиваются на территории страны. Отсутствие возможности увеличения собственного производства фруктов, на фоне все повышающегося спроса, приводит к стремительному росту импорта фруктов. Ежегодный рост рынка за последние годы составил 15%.
В итоге рынок вырос и составляет более 3,8 млн. тонн фруктов в год. Лидером среди импортируемых фруктовых культур является банан - его доля составляет приблизительно 23% импорта всех фруктов, что соответствует порядка 815 тыс. тонн в год (по материалам статьи <Анализ потребления плодоовощной продукции в России в 2007 году>). Наибольшую долю прибыли агроимпортера создают фрукты и овощи, поставляемые в сравнительно маленьком количестве, а также экзотические нишевые продукты.
Российский рынок овощей и фруктов продолжает расширяться. За последние 5 лет доля фруктов в потребительской корзине российских граждан, в особенности жителей городских зон, существенно возросла. В настоящее время крупнейшими поставщиками фруктов в Страну являются Южная Африка, Турция, Израиль, Египет, Чили и Иран (наиболее экзотические фрукты: инжир, гранаты, хурма). Кроме того, Рф занимает пятое место среди стран, ввозящих американские груши.
В связи с этим отечественный рынок овощей и фруктов растет очень динамично и становится все более цивилизованным, так как на нем ан сегодняшний день функционируют солидные фирмы, которые имеют свою инфраструктуру для заготовки, переработки, транспортировки, упаковки, хранения и дистрибуции овощей и фруктов, а также международные и межрегиональные розничные торговые сети.
Ключевыми каналами поставок свежих овощей и фруктов для оптовых организаций являются:
сети супермаркетов, гипермаркетов
оптовые фирмы из регионов
HORECA (столовые, рестораны).
Емкость рынка свежих фруктов и овощей сегодня определить достаточно сложно. Тем не менее эксперты рынка считают, что годовой оборот российского рынка, к примеру, в 2004 году составил $5,7 млрд., а годовой оборот отечественного фруктового рынка в 2005 г. составил примерно $6 млрд. Емкость московского рынка поставок овощей составляет 30-50% от российского.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, ежегодный объем розничных продаж овощей в Рф превышает 6 млн. т. Зависимость отечественного овощного рынка от импорта достаточно велика, одних томатов завозится порядка 300 тыс.т. Крупнейшие экспортеры очень различаются и по товарным позициям, и по отдельным товарам, но ведущие позиции занимают: Турция (по различным оценкам, на Турцию приходится около 30% поставок в Россию цитрусовых, около 20% помидоров, 10-15% черешни, винограда и персиков, также из Турции импортируются гранаты и перец; Китай, Нидерланды, Испания, Польша и др.)
Фруктовый рынок Страны можно поделить на две части, в зависимости от сезонности продукта и поставщика. Первый сегмент рынка - это фрукты с ярко выраженным сезонным характером предложения и спроса. К таким фруктам относятся: черешня, вишня, клубника, малина и прочие ягоды, сливы, арбузы, дыни, абрикосы, персики. Как правило, это продукция отечественного производства, или же поставляемая из стран СНГ. Второй сегмент - это импортируемые фрукты, включая экзотические (по материалам статьи <Краткий обзор американского рынка плодоовощной продукции в 2007 году>.
Предложение и спрос на эти фрукты более-менее неизменны, вне зависимости от времени года. В эту группу входят бананы, апельсины, мандарины, киви, ананасы, лимоны (по материалам статьи <Товарная структура плодоовощного рынка>). Яблоки, груши и виноград могут быть отнесены как к первой, так и ко второй группе, в зависимости от региона их производства.
По мнению профессионалов рынка, торговля овощами и фруктами, например, в Москве - дело непредсказуемое. Спрос и цены на плоды и ягоды в разные годы могут изменяться в разы в зависимости от моды, настроений Роспотребнадзора, а также от продовольственной политики городских властей. При анализе рынка выявлено, что рынок свежих овощей и фруктов непредсказуем, и каждый год разный. Цены могут меняться крайне часто, на 20-40% в течение года. Закупки делаются как у производителей - отечественных и зарубежных, так и крупных торговых компаний за границей.
Рынок фруктов - один из наиболее перспективных рынков, располагающий огромными потенциальными возможностями развития и роста.
Поскольку россияне потребляют фруктов и овощей в 2-3 раза меньше, чем в западных странах, при всем при том эксперты рынка оценивают, что потенциальная емкость российского рынка - не менее $36 млн.